Публикации > Кованые изделия для дома в ретроспективе и в современности

Кованые изделия для дома в ретроспективе и в современности

Кованые изделия для дома более привычное явление, чем нам может показать с первого взгляда. Металл давно используется в убранстве помещений, а также в изготовлении предметов обихода. К примеру, в интерьере храмовых сооружений 14-15 столетий использовались железные кованые столики для сосудов с жидкостями и подставки для священных писаний. Потом уже, где-то в 17 столетии, подобного рода сооружения перекочевали в дом знати, где они нашли применение в виде подставок для умывальников. В западных регионах Европы в период расцвета кузнечного ремесла, который пришелся на 17-18 столетия, основание подобных столов производилось необычайно нарядным и украшенным разнообразными деталями ковки по бокам. Тогда же банки и зажиточные банкиры стали делать заказы на изготовление сейфов особой прочности с применением элементов ковки. Когда отделка ковкой из металла вообще вошла в моду, став широко популярной, даже обычные слои населения перешли на использование в быту (и заказ, естественно) разнообразных украшений для жилых комнат и прихожих вешалками, подставками для цветочных горшков, аквариумов, а также множества другой меблировки. Зажиточные слои питали особую склонность к их приобретению.
 
Но в центральных регионах Европы это еще были не самые пиковые времена по отношению к кованым изделиям для дома: наиболее остро они ощутились на протяжении всего 19 столетия. Изготовление металлической меблировки тогда переживало настоящий бум, который достиг наивысшей точки к концу 19 века. Кузнечная индустрия охватывала множество структур: частные предприятия, заводы по кузнечному делу, просто ремесленников, подвизавшихся на производство кустарным способом железной мебели для интерьеров дома. Спросом пользовались самые разнообразные изделия для дома: от обычной дверной ручки до комбинированного гарнитура в виде рамы для зеркала в прихожую в дополнении с вешалкой и целой системой замысловатых полочек. Вся мебель этого рода уже в те времена могла производиться по двум типам эскизных зарисовок: профессиональных художников и самих заказчиков. Специально в этих целях начали выходить в издательствах специализированные альбомы, содержащие множество примеров кованых предметов для дома. Некоторые из них с течением времени стали раритетными. Подобные источники эскизов содержали множество разновидностей металлических изделий для интерьера: зеркала, вешалки, столики туалетные, стулья, этажерки, подставки для нот, цветов, аквариумов, книг, каминные экраны, решетки и ширмы, колыбели для маленьких и кровати для больших. Кованые изделия делались невероятно красивыми, прочными, устойчивыми. Они хорошо смотрелись на любом фоне – картин, ковров, мягкой мебели.
 
Наиболее востребованными к концу 19 столетия были кованые изделия для дома складные (складная мебель). К данной категории относились стулья, столы и кровати. Они были не только гигиеничными, но и крайне удобными в перевозке, компактными и надежными. Это было самое то для полевых лазаретов, городских больниц и госпиталей. Они представляли из себя функциональные изделия, за которыми было очень просто ухаживать, чистя и протирая, они легко поддавались дезинфекции, что крайне важно для больничных условий. Помимо этого в разобранном виде складные изделия в виде мебели занимали не так уж и много места. Кровати для госпиталей можно было изготавливать со специальным уклоном, обеспечив возможностью регулирования высоты подъема как отдельных частей такой постели, так и всей плоскости. Они могли делаться сразу же с возможностью навешивания всевозможных медицинских и лечебных приспособлений, оборудования, что, кстати, прослеживается в больничном производстве до сих пор.
 
В конце 19 – начале 20 столетия в мебельную промышленность стали постепенно вводить металлические накладки и элементы, которые использовались в сочетании с деревянными основами. Сюда относились навершия кованые на основания сервантов из дерева, накладки, произведенные из металла цветного на их лицевую сторону (переднюю часть). Большинство московских производителей спальной мебели наладили на то время производство 2-спальных кроватей кованого типа с различными замысловатыми узорами и орнаментами на боковых спинках и на каркасах балдахинов. Сейчас мода на это уже прошла и популярность приобрели стеклянные журнальные столы с основой из металла и столешницей из стекла. Кованым является все – от ножек до плоскости для расположения стекла. А также стулья, кресла, диваны. Многие известные мастера кузнечного дела, разработав собственный стиль, перешли на изготовление комбинированной мебели (металл плюс дерево) в самых разнообразных сочетаниях.
 
В то же время интерьерная мебель, используемая дома, имеет некоторые отличия от садово-парковой мебели, которая устанавливается под открытым небом. Она также считается изделиями ковки для дома, поскольку предназначена для применения в индивидуальных хозяйствах загородного типа, где владельцы домов могут применять их в своих садах и зонах отдыха на открытом пространстве. Такие предметы более незатейливы в орнаментах и узорах, с большим сечением металла, имеют складные конструкции (для удобного закладывания на хранение на холодную и снежную пору года). Она чаще всего используется в домах загородного типа. Сюда относятся скамьи, фонари, декоративные украшения площадок и зон для отдыха, вкрапления из металла для беседок, пергол, мостиков, перила. Спектр подобной мебели крайне разнообразен и ограничивается только фантазией мастеров кузнечного дела и финансовыми возможностями заказчика. Кованые творения не только превосходно украшают интерьер, но и придают море солидности и определенного колорита и загородному жилью, и городской квартире.
 
С особым трепетом во все времена относились к таким предметам, как светильники, а также фонари. Они могли использоваться и в частных домах, и в шикарных залах, и в условиях открытого неба, надежно защищая огонь от ветра, дождя и снега, а жилье – от самого пламени. Существовало (и существует до сих пор) крайне большой ассортимент этих изделий – от уличных высоких фонарей до маленьких интерьерных светильников. Такие осветительные приборы надежно сберегут источник света внутри, поскольку железо является негорючим материалом, не подверженным воздействию пламени. Кованые основы приспособлений для освещения вносят необычайный шарм и прелесть, придавая всей конструкции неповторимую оригинальность, особенный колорит всему окружению. В конце 19 – начале 20 столетий в быт стали интенсивно внедряться электрические фонари и светильники – и в интерьеры зданий, и в городскую среду. Все это было не только из металла, но и обладало металлическим декором. Подобного рода осветительные конструкции охотно используются в загородном строительстве – для обеспечения источников света во дворах и садах усадьб, дач, коттеджей. Это и оригинально, и просто, и красиво, и надежно. Свет от них идет уже, конечно, электрический (система подвода пролегает в специально защищенных конструкциях, обеспечивающих надежную защиту для кабелей). Основная художественна отделка на фонарях сосредоточена на их нижней части (пьедестале, постаменте) и в верхней (у самих фонарей). Соединяющая их труба обычно не имеет тех кованых деталей и узоров – она в основном служит дл подвода электрических проводов, которые проходят по полой трубке. Фонарь как кованое изделие имеет невероятно обширную декоративную нагрузку: витражные или цветные стекла в оформлении просечного или кованого металла. А вот на нижней части сосредоточены более массивные элементы, обеспечивающие светильнику невероятную устойчивость (если он не забетонирован, конечно). Стиль фонарей обязательно сочетается с окружающими предметами обстановки – преимущественно скамьями, воротами и оградами. Навершия фонарей могли содержать не один светильник, а много – от 1 до 6. Они украшались волютами, завитушками, спиралями из металла и выглядели какими-то необычайными цветками, фантастическими украшениями. Некоторые современные кузнецы-художники придают фонарям форму деревьев, располагая в их «кронах» всевозможные светильники и плафоны. Подобного рода конструкции смотрятся красиво и эффектно в степной местности, лишенной естественной высокой растительности. Светильники, высота которых достигает от 3 до 4 метров, идеальны в качестве осветительных приборов для загородных дач, где они используются преимущественно в личных целях для освещения дворов и зон отдыха, находящихся в непосредственной близости от жилья, у фонтанов и бассейнов. Площадь, которую они способны охватить светом, равняется 10-15 квадратным метрам. На стойках фонарей подобного типа можно размещать от 1 до 2 фонарей.
 
Маленькие изделия (имеется ввиду – фонари и светильники) находят применение в роли подсветок для альпийских горок, фонтанов, статуй. В целом, кованая мебель выполняет очень важную роль в оформлении домов. Это – и большие кованые люстры для вместительных залов, бра многорожкового типа, торшеры для кабинетов и будуаров, подсвечники, канделябры и прочее, что может служить если не источником света, то его удобным размещением для переноса или просто установки в отдельно взятое место.