Кованые изделия, художественная ковка
Ковка - древнее ремесло, зародившееся, по некоторым предположениям, еще в "Железном веке". Известно, что холодной ковкой занимались еще индейцы Южной и Северной Америки. Первыми металлами, подвергавшимися кузнечной обработке были драгоценные золото, медь и другие, присутствующие в природе в чистом виде. Привычной нам ковкой из черной стали человек стал заниматься много позже, изготавливая кондовые, но надежные и функциональные предметы быта. Со временем мастера стали задумываться и о красоте, и изяществе изделий из стали. Расцвета это искусство достигло в Средние века, в это же время стали возникать и стили художественной ковки. Об этом мы расскажем ниже. Сейчас же предлагаем Вам ознакомиться с работой кузнеца на примере кованых решеток.
После получения чертежа с размерами мастер делает рамку будущей решетки и выполняет в ней рисунок мелом на столе. Это шаблон. По нему выполняются заготовки и начинается главная работа.
Нагрев докрасна материал, кузнец отбивает на молоте " лапки".
После этого заготовка вновь отправляется в горн для нагрева и, достигнув необходимой температуры, отбивается молотком и гнется вручную, принимая необходимые формы.
Когда все элементы решетки готовы, кузнец, либо его помощник (сборщик) сваривают все воедино.
После сборки остается сделать хомуты на заранее оговоренные места решетки.
Вот она и готова. Теперь можно отправлять изделие в покрасочный цех.
Готовая решетка надежно и изящно оберегает покой хозяев дома.
Поговорим о стилях.
Первым среди стилей ковки называется Романский. Он являлся основным в кузнечном ремесле с 1000 до 1300 гг. Отличает этот стиль массивность и основательность. Стоит сказать, что ковка лишь подхватила общую тенденцию в строительстве. Отличить изделия в романском стиле можно по плотному рисунку с завитками. Для надежности присутствуют хомуты, рисунок симметричен и достаточно прост по форме, но основателен по содержанию.
Сменяет этот стиль в 1300 г стиль Готический. Он прослеживался в большинстве изделий и строений того времени вплоть до 1500г. В противовес Романскому, в Готическом практически отсутствуют плавные завитки и изобилуют острые навершие и просечки. Для решеток и перил характерен строгий геометрический рисунок с применением фактурного материала, с пересечением прутков, которое дополняется клепками или просечками (прохождение одного элемента сквозь другой). Важно, что после 1400г в Готическом стиле появляются листья так любимые современными кузнецами.
Следующие после 1500г сто лет подарили нам стиль Ренессанс . После устрашающей Готики новым словом в искусстве стало изящество и легкость. Вновь, как и в Романском стиле, появилась ажурность. Именно Ренессанс ввел в кузнечное мастерство круглый пруток в дополнение к квадратному и стальной полосе, которые были так популярны в Готике. К повсеместным "валютам", завиткам стали добавляться литые элементы. Именно литье позволило ковке подняться на следующую ступень как искусству.
Существуют различные кованые изделия для дома, которые украшают на быт: ограды, навесы, козырьки, ограждения, заборы, ворота, калитки, решетки, а также кована мебель и различные кованые изделия для интерьера. Среди стран ближнего зарубежья и городов России примером уникальных высокохудожественных заборов, решеток и ограждений можно по праву считать Москву, Санкт-Петербург, Одессу, Киев, Львов, Казань, старинные уральские города, города Дальнего Востока и Сибири. Тамошние культурно-исторические памятники украшены именно металлическими элементами, изготовленными методом ручной ковки. Возвести собственное красивое жилье – мечта каждого и кованые изделия в интерьере и экстерьере жилья занимают не последнее место. Только раньше на Руси это было не украшением, а оберегом и защитой дома. К примеру, космические символы и знаки, украшавшие фасад домов, несли на себе двоякую функцию:
- • во-первых, они свидетельствовали о непосредственной причастности простого человека к космическим стихиям;
- • во-вторых, они защищали жилище мощью космического света и огня от недобрых темных сил.
Лунно-солярная символика космоса, выраженная в виде кованых элементах (колес с 6 и более спицами различных розеток и кругов), тянется из глубины общечеловеческой культуры и истории. Постепенно космическая обрядовая символика стала воплощаться в узоры и орнаменты, которые существенно расширили сферы применения стройматериалов – так на фасадах зданий возникали сначала деревянные, гипсовые, каменные узоры анималистической, растительной и геометрической направленности, немногим позднее перешедшие в металл, который является очень прочным, устойчивым и долговечным материалом.
Кованое изделие возникают не сразу: сначала рисунки и орнаменты художественных оград, навесных решеток, козырьков и ворот разрабатываются дизайнерами (художниками или архитекторами) и только потом элементы и детали отковываются квалифицированными мастерами кузнечного дела на молотках и формируются в единое целое слесарями на специально отведенном столе. Заканчивают первый этап работы сварщики. Затем приступают ко второму – изделия художественной ковки в местах сварки звеньев зачищаются, удаляется окалина, производится грунтовка и финишная покраска. В процессе ковки металла он также получает дополнительную защиту от перепада температур (закаляется) и стойкость к коррозиям. Так кузнечные творения получаются значительно прочнее и долговечнее.
Оградительные кованые изделия и фасадные украшения
За последние годы строительство дач и коттеджей возросло в разы. Находясь в живописных пригородных зонах на лоне природы, более рачительные хозяева не стремятся оградить себя от естественных ландшафтных красот, предпочитая именно ковку: ворота, калитки, ограждения, заборы. Красиво спроектированная кованая ограда служит прекрасным средством защиты и в то же время как бы создает ожерельное украшение вокруг главного «детища» – жилого дома в виде коттеджа или особняка. Существует большое количество ограждающих кованых изделий (заборов и оград) с разнообразными рисунками, выполняемых в разных стилях. Чаще всего они (решетки) формируются из многочисленных волют и завитков, сгруппированных во всевозможные орнаментальные комбинации. В иных вариантах решетчатых заборов и ограждений из металла к ажурным завиткам добавляются строгие геометрические фигуры (элементы):
- • окружностей;
- • ромбов;
- • квадратов;
- • прямоугольников;
- • линий (прямых или наклонных).
Если кованое изделие в виде забора, ограждения в стиле рококо или барокко, то завитушки и орнаменты словно обрастают накладками из металла (стилизованного листового) по типу акантовых завитков, раковин или цветов. Кованые произведения искусства, изготовленные в стиле модернизма, способны содержать на решетках (ограды, заборы, калитки, навесы и т. п.) произвольные узорчатые элементы в виде самых разных геометрических фигур, цветов, листьев и даже морд зверей. В Москве, к примеру, имелись ограды, которые несли основную орнаментацию решеток по верхней части. Это заборы, которые ограждали церковные территории в середине 18 столетия и были выполнены в стиле московского барокко. Русские мастера славились на весь мир, поскольку таких оград не было даже в центральной части Европы, где кузнечное ремесло развилось гораздо выше, чем на Руси, однако изделия кузнечных дел мастеров ценились на то время не меньше.
Конструктивное разнообразие кованых изделий в виде заборов может быть:
- • полностью металлическим, состоящим из элементов ковки – кованые изделия в виде решеток;
- • комбинированным с камнем (ковка плюс камень);
- • комбинированным с кирпичом (ковка плюс кирпич);
- • комбинированным с деревом (ковка плюс дерево).
При комбинации в варианте кованые изделия из металла и камень или кованое изделие и кирпич решетки могут монтироваться на цоколе или в промежутках между кирпичными столбами. Невысокие решетки размещают на верхней части стены, а эллипсообразные и круглые элементы ковки (вставки-решетки) можно монтировать в глухие стенные проемы.
В строительстве загородных домов (дач и коттеджей) все чаще стали применяться невысокие ограждающие кованые конструкции, выполняющие функцию внутренних дворовых перегородок. Они делаются более ажурные, сквозные и воздушные. По высоте они гораздо меньше, чем, скажем, заборные решетки. Внутренние ограждения содержат изящные элементы-вставки:
- • анималистической тематики (рыбы, птицы, звери, насекомые);
- • растительной тематики (листочки, цветочные бутоны, резные цветы, переплетающиеся стебли).
Такие изделия требуют большего мастерства и искусства и от художника, и от кузнеца, так как фигурки и элементы должны быть мелкими, но очень выразительными и даже лаконичными, с собственным характером. Помимо прочего, подобные выкованные элементы должны иметь и определенную долю объема и присущей им формы.
К внешним (дворовым) украшениям также относят различные козырьки и навесы, которые служат укрытием входов, террас, беседок, пергол, площадок для отдыха от проливных дождей, палящих лучей солнца и нещадного града. Красивая продукция художественной ковки выполняется с применением тех же элементов, что и заборные решетки и дворовые ограждения – элементы в виде строгих геометрических фигур и ажурных элементов (волют, завитков) на растительную и животную тематику. Особенно эффектно, если навесы, козырьки и все оградительные сооружения выполняются в едином стиле – такая кованая продукция значительно облагородит экстерьер вашего жилища.
Декоративная ковка внутреннего убранства
У большинства сильных мира сего, проживавших задолго до наших дней на территории современных европейских стран, Турции, Индии и Ирана еще в стародавние времена жилище имело различные декоративные элементы ковки в виде интерьерной металлической пластики – для одежды, подсвечники, металлические накладки на двери и сундуки, жаровни, кованые детали очагов. Немного позднее популярность получили кузнечные изделия для оформления каминов, так как металл, являясь особо прочным материалом, не подвержен воздействию пламени очага и прекрасно переносит повышенные температуры, не воспламеняясь. В этом ключе известны многие кузнечные творения для камина – поленницы (подставки под дрова), щипцы, кочерги, а также элементы декора.
В настоящее время ковка (мелкая кованая пластика, интерьерная скульптура) все больше входят в современное жилье: многочисленные кузнечные творения в виде настенных декоративных композиций, оформления лестничных пролетов и маршей, перил, абстрактные и реалистические скульптуры. Они вносят в интерьер некую таинственность и неповторимую оригинальность. Ни один из методов художественной обработки металла не дает такого разительного сходства с живой природой, как ковка. В этом и кроется особо возрастающая популярность изделий ковки. Среди интерьерных элементов, созданных способом ручной ковки очень часто встречаются скульптуры, которые собраны из отдельно окованных элементов. Обычно из сборка проводится путем спаивания, клепания или электрического сваривания деталей в единое целое. Однако подлинной кованой пластикой считаются шедевры в виде цельноскованных скульптур и элементов декора. Они изготавливаются при помощи пневматических молотов с массой падающих частей от 160 килограммов и выше. После проведения работы на молоте приступают к ручной ковке изделий, по ходу которой осуществляется проработка мелких деталей и элементов.
Садово-парковые кованые изделия (мебель)
Особой популярностью данный вид кузнечных изделий пользовался в 14 и 15 столетии – он применялся как элемент интерьера храмовых зданий. Это были – столики для сосудов с различными жидкостями, подставки под священные книги. В 17 и 18 столетии выкованная мебель переходят в быт населения, где приобретает еще больше ажурности и вычурности. Чаще всего она изготавливалась в виде столиков, скамеек, декорированных лавочек. Со временем кованые изделия расширили свое предназначение и стали изготавливаться как стоячие вешалки, подставки для аквариумов, цветочных горшков и даже в виде обычных предметов мебели. Бум кованых изделий в виде предметов обихода пришелся на 19 столетие – ее изготавливали как частные кузнецы, так и отдельные кузнечные цеха и даже заводы. Предметы ковки были признаны как самая удобная садово-парковая мебель, которая служит долго и надежно.