Художественная ковка

Металл сопровождает человека в течение многих тысячелетий. Он вошёл в человеческую жизнь раньше, чем письменность, немногим позже приручения животных и окультуривания растений. Первые же успехи в овладении металлами подняли человеческое сообщество на большую высоту, подарив ему хорошую защиту и один из самых лучших видов материалов (являющийся одним из наиболее важных даже и сегодня, несмотря на все успехи химиков и технологов).

Но рано или поздно «голый» функционал переставал удовлетворять людей. Им требовалось нечто более совершенное, имеющее, в том числе, и развитую эстетическую компоненту. Различное холодное оружие продолжало исполнять свою губительную (для противников владельца, естественно) функцию, но при этом украшалось неординарным орнаментом. Решётки ограждений из приземистых и тяжёлых барьеров преобразовывались в ажурные и воздушные на вид. При всей своей объективной тяжести металл стал красивым и элегантным.

кованые держатели бутылок, в виде скрипки

С определённого момента произошёл «отрыв» художественной ковки от обыкновенных вещей. Из очень мощного, но всё же вспомогательного по сути нанесения орнаментов она преобразуется в самостоятельное направление обработки металла, её продукция ценится уже в первую очередь эстетически, и лишь затем – функционально.

Ещё четыреста лет назад в России, как и в других европейских странах, существовали мастера, способные изготовить совершенные кованые изделия – от лестниц до каминов и стульев – являющиеся очень эстетичными даже по меркам сегодняшнего дня. Как это случается во многих направлениях декоративного искусства, скоро образовалось несколько конкурировавших между собой школ, основной заботой которых выступало продвижение своего особого стиля.

Многие продвинутые представители аристократии и купечества, чтобы подчеркнуть свой престиж, растущее благосостояние и прочие показатели успеха, рьяно соперничали в декоративности оформления жилищ. Потому у мастеров не было отбоя от заказчиков, востребованность их услуг, будь то изготовление кованых ворот или качелей, мебели или оград и т.д. была стабильно высокой.

Как в прошлом, так и сейчас, специалисты в области ковки стремятся обеспечить непроницаемость тайны над основными ноу-хау своего искусства. Однако за прошедшие века технологии если и поменялись, то весьма незначительно. Молот для ручных ударов, наковальня и кувалды по-прежнему остаются ключевыми орудиями грубой обработки. Рубят зубилами, режут подсечками, готовят отверстия пробойниками. Вот и весь нехитрый арсенал «художественных кузнецов» по своей сути. Исходным материалом в любом случае выступит сталь с малой долей углерода.

И при всём при том, столь простой инструментарий позволяет создавать реально уникальные и неповторимые вещи, отменно и с достоинством вступающие в любой интерьер, от самого традиционного до самого модернистского из всех возможных, надо только уметь отобрать подходящий формат и тип ковки.

Функциональное и эстетическое начало очень плотно сплетаются в любом кованом предмете, независимо от его назначения и размещения. К тому же, металлические художественные предметы обладают высокой прочностью, что в значительной мере снимает извечную проблему многих людей: как же обеспечить длительную сохранность и надёжную службу вещей. Решётка из ковки на вашем камине, например, станет смысловым центром всего дома. Языки пламени, пляшущие в глубине очага как фон для ажурного стального орнамента, обладают в такой композиции притягательностью совершенно безграничной, вливают практически идеальное концентрированное спокойствие в вашу центральную нервную систему. А вот светильник из той же ковки…

Что, какая ещё вещь способна в большей степени, нежели он, разбросать вокруг себя непоколебимую атмосферу традиции, умиротворения и строгой оригинальности одновременно? С любой выкованной профессионалами деталью домашнего уюта можно ощутить уверенность и гармонию защищённости.